Sunday, May 4, 2008

Путешествие по маршруту Мышкин - Углич

Наконец-то вместе с хорошей погодой вернулась и наша страсть к однодневным автопутешествиям! Изначально планировалось, что мы поедем осматривать красоты древнего города Углича. И так бы оно и было, если бы, доехав туда и перво-наперво рванув проехать по плотине, мы не увидели бы скромный дорожный указатель, гласивший, что до Мышкина осталось всего-то 35 километров! Время у нас было, и мы решили начать осмотр этого края именно с Мышкина, о чем, кстати, потом ни разу не пожалели. Живописная дорога от Углича до Мышкина запомнилась жуткими, как и по всей Тверской области, ямами на дороге, куда машина вроде Жигулей может провалиться полностью, а доехавшие без происшествий скорее бегут в церковь ставить свечку, и памятником Серому Волку! Вообще же этот день был удивительным ещё в одном отношении (только что пришло в голову!) - на всём пути следования, особенно за пределами Московской области (а мы проехали ещё немного по Ярославской и Тверской) не было продавцов полосатых палок!!! Вероятно, в связи с праздниками и предстоящей инаугурацией весь личный состав брошен на усиление в районе, ограниченном Садовым кольцом.Сам город Мышкин оказался милым и чистеньким, там полным ходом идут работы по увековечиванию мышиной темы во всём, что попадается под руку. Новодельные мыши смотрят на тебя из-за каждого угла и из-под каждого куста. Но вот что поразило так это бесплатный музей старых машин и механизмов вкупе с краеведческим! Всё можно потрогать, открыть, залезть. Дети (и взрослые!) просто в восторге! И просят за фотографирование какую-то номинальную денежку - рублей 15. В этом музее под открытым небом мы провели в общей сложности час. Там же расположена небольшая комнатка, где за номинальную плату можно взять напрокат костюмы и пофотграфироваться "за чайным столом на свежем воздухе". На этой же территории собраны различные дома со всей округи - дом кузнеца, ткача и пр. Очень познавательно и ненапряжно! Затем мы прошли до музея мыши. Не хочу выглядеть придирой или ворчуном (занудой) - хоть, наверное, я являюсь и тем и другим одновременно! - но весь музей имеет новодельный вид с высосанным из пальца содержанием. Сразу вспоминаются Музей Утюга в Переславле - там всё натуральнее и на мой субъективный взгляд интереснее. С другой стороны, свою социальную функцию этот музейчик-сувенирная лавка выполняет: туристы валом валят, денежки капают, что ещё надо? Дошли мы и до Музея валенка - оказалось, что это то же, что и Музей мыши, только хуже. Поразили городские виды - особенно вот такой памятник Ильичу на фоне церкви
Забежали ненадолго мы и в местный антикварный магазин. Почему ненадолго? Нам показалось, что для города Мышкин цены высоковаты - опять придираюсь :-) От Музея валенка можно по косогору спуститься прямо к пристани, где швартуются теплоходы с туристами - там на небольшой импровизированной площади кроме войлочных мышек и валеночков продают ещё и вяленую рыбку. На этом мы решили наше знакомство со славным Мышкиным закончить и двигаться в направлении Углича. Небольшой намёк администрации города: чистые общественные туалеты и заведения общественного питания входят в перечень объектов туристической инфраструктуры наряду со строящимися гостиничными комплексами имени Мыши.

Кстати, объявление оказалось чистой правдой.
А вот и долгожданный город Углич. Место для парковки нашего автомобиля найдено быстро, и мы пешком направляемся осматривать достопримечательности этого уголка нашей Родины. Уголка - в прямом смысле слова, так как слово Углич по одной из версий происходит как раз от слова угол. Перекусив бутербродами, варёными куриными яйцами и свежими огурцами и помидорчиками «черри» в машине, мы решили настоящий обед отложить на послеэкскурсионное время. Век живи - век учись! Вроде столько уже путешествовали по нашей Родине, должны были бы знать о трудностях с общепитом. И опять на те же грабли!!! Первым делом мы побежали в Угличский Кремль. По конфигурации он сильно напоминает мне Кремль в городе Александров, только в Угличе когда-то стены были деревянные и до наших дней не сохранились. В Кремле кроме трактора 30-х годов (аналогичного выставленному в музее под открытым небом в Мышкине), неизвестно зачем там установленного, имеются несколько храмов и древних хозяйственный построек. Очень порадовало несколько моментов:
- ну, во-первых, это цена на все экспозиции с учётом разрешения фотографировать - на двоих взрослых и двоих детей 250 рублей. Поразительно!
- во-вторых, экспансия вставшей с колен одновременно с нефтегазовым сектором нашей экономики РПЦ пока туда не добралась и музейные помещения у кремлёвских храмов не отбирают. В том же Александрове всё совсем не так румяно. Музеи на скудное федеральное финансирование стараются восстанавливать аутентичную обстановку, а РПЦ сразу после захвата собственности выкрашивает помещения в яркие цвета и ставит пластиковые стеклопакеты...
Народу в музеях было немного, экспозиции компактные - детям и взрослым интересно. На месте убиения (?) царевича Дмитрия возведен храм Считается, что похоронен он был изначально в Спасо-Преображенском храме, но нынешнее здание храма построено в начале 18 века. По старой доброй русской традиции, останки высокородных покойников принято таскать с места на место в течение многих веков и после смерти. Посему останки царевича Дмитрия перенесены в Архангельский собор Московского Кремля благодарными потомками. После полуторачасового осмотра Кремля и быстрого осмотра палаток с сувенирами (ничего особенного) мы направились в единственное место, по информации из различных источников заслуживающее доверие с точки зрения кухни - кафе при гостинице Успенская. Мимо нас проходили экскурсии, сошедших с теплохода легко можно было узнать по сильному запаху перегара, который обгонял любого из них метров на 5. Неторопливо и с достоинством наша дружная семья из 4 человек вошла в упомянутое кафе 2 мая 2008 года в 17-00. И вышла оттуда ровно в 17-01. Несмотря на наличие свободных столиков, видимо мы им не глянулись, что, впрочем, нас почти не удивило. В отличие от Италии, Кипра, Болгарии, Франции и прочих Соединенных Штатов, в небольших русских городах любят получать деньги с туристов ни за что - в форме разрешения на съёмку древностей, платы за проход в общественный туалет (если он есть, что само по себе большая редкость) или билета на неухоженную экспозицию времён развитого социализма. А вот если за деньги требуется предоставить услугу, то начинаются проблемы. Работать никто не хочет, не любит и заранее не планирует. Молоденькая девица, по всей видимости, метрдотель, окинув нас взглядом, томно сказала - по кухне мы сегодня заказов больше не принимаем! Можете пройти в бар, если хотите... Причём слово принимаем было произнесено противно, растягивая звук "а". Или мне это с голоду показалось? В бар нам почему-то не хотелось, и мы направились в заведение под названием Старый город, активно не рекомендованное нам местными торговками на рынке. Заведение было более дружественное, после недолгих переговоров - сначала между метрдотелем и нами, а потом между старшим официантом и рядовым половым на предмет кто будет убирать стол, нас пригласили внутрь. Наш официант Михаил был с нами честен - заказы исполняются минут за 40, если повезёт, но мы были на всё согласные. Блюда в меню, со слов Михаила, остались самые простые, не требующие руки опытного повара. По крайней мере, большинство замысловатых блюд вроде котлет по-киевски, пожарских, всех блюд из говядины, рыбы нам уже не досталось. Тем не менее, свинина "старый город" (так и тянет сказать старгородская! - аллюзии с классикой русской литературы) по мнению Виталика, была вполне съедобная. Блины с мёдом просто вкусные, ну и всё остальное тоже ничего. Заплатили мы по московским меркам всего ничего - 1000 рублей. Мы даже простили им традиционное местечковое хамство и оставили сколько-то чаевых - хотя они их и не заслужили. Из двойной порции жареных овощей мне пытались принести только одинарную, на голубом глазу уверяя, что это оно и есть. Я даже спорить не стал, просто попросил пойти и взвесить порцию - ведь 150 грамм от 300 отличаются ровно в два раза и не заметить трудно. Михаил вернулся быстро - то ли весы близко, то ли совесть. Вторую порцию принёс, даже не покраснев. Не это ли качество в русских сказках именовалось русской смекалкой? Однако!
А ещё по дороге обратно в Москву нам встретились две выдры.