Wednesday, September 19, 2007

Подводные камни

Ну вот мы и вернулись из Болгарии, где провели прекрасную неделю своего заслуженного отпуска. Начну с плохого - как хорошо бывает в отпуске знают почти все, а вот какие засады были на пути - даже если и знают, то рассказывают не все. Засим приступим:
Действующие лица и исполнители:
Алёша, Таня и дети; Турбюро Куда.ру в Меге "Белая Дача" со своими сотрудницами Машей и Леной; Туроператор Капитал-тур; Авиакомпания "Трансаэро";
В эпизодах: курьеры турагентств, сотрудники аэропорта г.Варна
Действие первое: Засада
В конце июля мы с женой начали исследовать рынок на предмет дёшево и вкусно отдохнуть в Болгарии. Туроператоров на этом направлении, которые вызывают наше доверие, кот наплакал. Посему пошли в Куда.ру - ну чёрт попутал! - уже зная точно чего и когда мы хотим. Вежливая девочка Маша взяла у нас все документы (анкеты, паспорта, фотографии и большую часть оплаты), примерно за неделю получила подтверждения из отеля на Золотых Песках. Было это в начале августа. Примерно в середине августа я поинтересовался, не хотят ли они отдать нам паспорта обратно - была у нас мысль прокатиться в одну безвизовую страну на выходные - увы... наши паспорта уже уплыли в недра туроператора и достать их оказалось проблематично. Тогда я высказал крамольную мысль, что Болгарские визы нам могли бы поставить и сейчас, и спокойно вернуть нам паспорта, а не ждать начала сентября (отъезд был запланирован на понедельник 10 сентября). Добрая девочка Маша сказала, что эта услуга (более раннее получение виз) стоит 50 долларов США с каждого паспорта. 200 долларов стало жалко. Решили набраться терпения и ждать. Клятвенно было обещано, что паспорта наши привезут в офис Куда.ру в Белой Даче в крайнем случае 8 сентября днём.
Лирика: мы давно путешествуем самостоятельно и услугами турагентств стараемся пользоваться только в крайних случаях.
Ещё раз перечитав договор с турагентством нашёл там пункт о том, что "в исключительных случаях" документы туристам выдаются прямо в аэропорту в день вылета. Поскольку никаких исключительных случаев я себе представить не смог, то был спокоен как удав, а зря. Ни 7, ни 8 сентября наших паспортов не было. Девочка Маша ушла в отпуск, девочка Лена сказала, что "миллионы туристов получают свои документы в аэропорту и не беспокоят турфирмы по таким пустякам". Представители Капитал-тура были недоступны, хотя по телефону, указанному в качестве "службы помощи туристам" вежливо записали мой вопрос о том, где же находятся мои документы и почему их не вернули мне вовремя. После проявления всей настойчивости, на которую я только был способен (некоторые называют это мерзким характером, однако) мне удалось получить телефон некоего Александра, который в Капитал-туре отвечает за выдачу документов туристам в Домодедово. Александр вяло сказал, что документы мои в субботу вечером отвезли в Домодедово, и что я могу спокойно приезжать в понедельник и получить их на стойке туроператора. На вопрос могу ли я их забрать немедленно, подъехав в Домодедово последовал категорический отказ. Объяснить почему так получилось никто не смог - какой такой исключительный случай произошёл?! Документы в аэропорту перед отлётом я всё-таки получил. Визы болгарское посольство проставило 4 сентября, то есть скорее всего 5 сентября Капитал-тур паспорта из посольства забрал - где они болтались всё остальное время никто не знает. Сборы в отпуск были сорваны - я видите ли не привык приезжать в аэропорт без документов, и естественно считал, что существует большой риск никуда не улететь.
Собираюсь в письменном виде потребовать объяснений от Капитал-тура, хотя больше чем уверен, что никто ничего не ответит.
Действие второе: Засада II
Отлёт из аэропорта Варны представлялся лёгким и беспроблемным. Мы привыкли приезжать в аэропорт самостоятельно, сильно заранее и не ожидали никаких проблем. Сдав машину в Герц, получив пожелания счастливого пути, мы подошли к стойке регистрации на рейс Трансаэро UN9146 стойка номер 6 (Терминал 4) - регистрация только началась и мы радовались, что сейчас быстренько избавимся от двух тяжёлых чемоданов и пойдём исследовать местный Duty Free. Как бы не так. Когда подошла наша очередь, болгарская женщина на стойке регистрации объяснила, что мою пятилетнюю дочь будут регистрировать "без места", то есть лететь она должна на коленях у родителей. На этот счёт якобы есть указание авиакомпании Трансаэро. Оглянувшись вокруг, желая убедиться в реальности всего происходящего, я обнаружил ещё одну семейную пару с той же проблемой, покорно выслушавшей аналогичный приговор от Трансаэро. Решение созрело сразу - я не сдамся. Билет оплачен. Ежу понятно, что оплаченный билет сиречь контракт, обязательный к выполнению обеими сторонами. И если Трансаэро решило отказать в перевозке моему ребёнку, который имел оплаченный билет, то сделано это должно быть надлежащим образом. Я попросил пригласить на стойку представителя Трансаэро - через какое-то время появился болгарский мальчик по имени Михаил Иванов, который находился в не менее смятенных чувствах, чем я, и держал в руках распечатку имейла от сотрудника Трансаэро Овчаренко в Москве представителю Трансаэро в Софии Марину Маринову, где чёрным по белому было написано буквально следующее (скан имейла выложу позже - добрый Михаил Иванов сделал мне ксерокопию этого шедевра): "На рейсе UN9146/17sep в связи с заменой ВС на меньшую компоновку по при регистрации прошу оформить указанных пассажиров как INF...." Далее следовал список из 6 детишек в возрасте 5-6 лет, включая их даты рождения и паспортные данные. Бред ситуации был очевиден всем, тем не менее сотрудники аэропорта Варны пытались выполнить указание Трансаэро и не дать посадочный талон детишкам. Г-н Маринов в телефонном разговоре со мной заявил, что письменного отказа в перевозке моего ребёнка он давать не будет, мол все вопросы к Москве. Я пытался приводить разумные аргументы, которые состояли из следующих пунктов, (но естественно ими не исчерпывались):
  1. билет есть контракт на перевозку и обязателен к исполнению - если авиакомпания отказывает в перевозке - пусть дадут письменный отказ для последующего обжалования в суде и получения компенсации
  2. пока мы пререкались регистрация других пассажиров шла полным ходом - то есть вполне логичный шаг - "пожертвовать" какими-либо другими взрослыми пассажирами, предоставив им соответствующую компенсацию, авиакомпания даже не рассматривала! Уже не говоря о том, что мы просто приехали достаточно рано и в цивилизованных странах при овербукинге не зарегистрировали бы последних, а вовсе не первых!
  3. никто не собирался предлагать никакой компенсации, клеить стикер и проч. Мне просто было предложено в случае несогласия лететь с дитём на коленях убираться вон и добираться в Москву как угодно.
  4. никто не мог ответить разрешается ли правилами безопасности полётов (как Болгарскими, так и Российскими) перевозка детей старше двух лет на коленях без места и как в этом случае осуществляются меры безопасности на борту, (например пристёгивание привязными ремнями).
  5. никто не смог мне объяснить, что произойдёт в случае наступления страхового случая - например, резкого торможения самолёта, или других подобных событий - ни одна страховая компания не будет даже разговаривать со мной (или моими наследниками-выгодоприобретателями по страховому полису) если ребёнка на борту по документам как бы и не было вовсе!

К концу первого часа, пара, стоявшая с аналогичной проблемой перед нами в очереди, сдалась и согласилась на полёт своего 5,5-летнего сына "без места". Я стоял насмерть и попросил пригласить на стойку регистрации представителя службы авиационной безопасности. Подошла ещё одна женщина с дочкой, попавшей в "чёрный список", поддержала мою позицию. Я начал звонить в Москву - в Трансаэро, Капитал-тур... Всё без толку. Подошла моя жена, мы сфотографировались на мобильный телефон, чтобы было хотя бы одно доказательство того факта, что мы действительно были на стойке регистрации вовремя - дело шло к окончанию регистрации и нам элементарно могли отказать сразу по наступлении часа "Ч", сказав, что "нас там не стояло". Представитель авиационной безопасности не подошёл, зато появился начальник смены аэропорта Варны - замученный взмыленный болгарин, пытавшийся вникнуть в суть и принять решение. У жён и детей начали сдавать нервы. Я оставался условно спокойным - уверен, если бы я вышел из себя, мы бы до сих пор сидели бы в аэропорту Варны и искали бы правду. К счастью мне удалось убедить болгарский персонал, что лично к ним у меня претензий нет, а указания авиакомпании, противоречащие здравому смыслу, они выполнять не обязаны. За 15 минут до окончания регистрации начальник смены велел выдавать посадочные детям "без места" против нашей воли. Пришлось их ему вернуть и начать звонить в полицию и громко, но вежливо требовать представителя властей, способных навести порядок. На этом моменте, взмокший болгарин устало и обречённого махнул рукой - мол выдавайте посадочные как положено! Победа! Правда первая семья к тому времени уже сдалась. Описывать их муки в самолёте - не хватит места - в результате одно свободное место всё-таки нашлось и для них, но чего это им стоило!

Заключение:

Прекрасно понимаю, что никому из властей это не интересно. Тем не менее, поскольку удалось получить письменное свидетельство, сегодня вечером составлю жалобу в Ространснадзор. Посмотрим хотя бы, что они ответят. Также полным бредом мне кажется отсутствие у официального представителя Трансаэро в Болгарии г-на Маринова корпоративного адреса электронной почты - он пользуется открытой системой Gmail - достойной, но тем не менее бесплатной службой!

Если получу реакцию Ространснадзора - сообщу обязательно.

Вывод: Не верьте авиакомпании Трансаэро! Не сдавайтесь в критической ситуации! Сохраняйте спокойствие. И может быть Вы добьётесь локального успеха. Хотя глобально, конечно, победить их невозможно.

Постоянные читатели